Абразивное шлифование - подробное техническое ознакомление
Шлифование - это механическая обработка поверхности абразивными материалами. Суть процесса заключается в обработке подготавливаемой поверхности абразивными материалами для придания ей необходимой степени шероховатости. Это можно делать вручную, но, конечно же, удобней шлифовальной машинкой. Для удаления «старого» ЛКМ перед нанесением шпатлевок используется абразив зернистостью Р80-Р180. Р80, как правило, для зачистки до металла и Р120-Р180 - для шлифовки краев зачищенной поверхности перед нанесением шпатлевки.
Рекомендуемые действия перед началом работы:
Первый шаг - очистка и обезжиривание. Если начать обрабатывать не обезжиренную должным образом деталь, скорее всего, загрязнения, такие как силикон, масла и т.д., в процессе шлифования глубоко проникнут в старое ЛКП и сильно ухудшат адгезию. Нужная зернистость абразивного материала для подготовки поверхности к дальнейшей обработке всегда определяется в соответствии с материалом, который будет наноситься на подготавливаемую поверхность. Обязательно прочтите инструкцию производителя для правильного применения данных продуктов.
Зону перехода ремонтного участка на неповрежденный нужно обрабатывать более «тонким» абразивом. Для каждой выбранной Вами системы применяйте рекомендованные ступени перехода с предыдущей зернистости на следующую. Рекомендуем придерживаться так называемого метода «шаг-полтора», т.е. следующий номер абразива - это номер предыдущего, умноженный на 1.5. ( Например, Р80, Р120, Р180, Р240).
Существуют следующие виды шлифовальных машинок, предназначенных для выполнения различных работ:
• Орбитальная или эксцентриковая шлифмашинка. Применяется для всех видов работ, включая удаление существующего покрытия, зачистку поврежденных участков, выравнивание зашпатлеванных участков, шлифование грунтов и лакокрасочной поверхности перед нанесением последующих материалов. Шлифовальные эксцентриковые машины универсальны, имеют различный ход эксцентрика - от 2,5 до 10 мм. Необходимо знать, машинку с каким ходом эксцентрика надо применять для того или иного вида ремонтных работ. Рекомендуется для грубых работ (зачистка поверхности под нанесение шпатлевок, обработка различных видов шпатлевок) применять шлифмашинки с ходом эксцентрика от 5 до 10 мм, так как с таким ходом создается грубая большая риска. Для более тонких работ (шлифование грунтов или лакокрасочной поверхности под покраску, обработка поверхности под процесс полировки) рекомендуется применять машинки с ходом 2,5-5 мм, так как такой ход создает маленькую риску. Широкое распространение получили шлифмашинки с ходом эксцентрика 5 мм, так как ими с успехом можно пользоваться практически при всех работах по кузовному ремонту. При обработке профилированных деталей нужно применять мягкие переходники-подложки во избежание прошлифовок выступающих частей.
• Плоскошлифовальная машина. Применяется в основном для работ на поверхностях, форма которых приближена к плоскости (капот, крыша, боковины дверей).
Советы по работе:
При машинном шлифовании:
• Не оказывайте слишком большого давления на машину при шлифовании, так как при этом возможно сильное нагревание обрабатываемой поверхности, а также увеличивается риск создания неровностей и быстрого износа абразивного материала.
• Старайтесь периодически очищать поверхность абразивного материала от пыли, образующейся при обработке шпатлевок, грунтов.
• Начинайте обрабатывать грунты и шпатлевки только при полном их высыхании.
Шлифование ручной обработкой:
• Для работы вручную или при помощи шлифовальных колодок всегда выбирайте абразив более тонкой градации, чем рекомендовано для машинной шлифовки. Коэффициент между градациями машинной и ручной обработки составляет примерно 1,9. Если, например, Вы обрабатываете грунт машин¬ной шлифовкой с градацией абразива Р500, то при ручной обработке следует выбрать абразив с градацией примерно Р1000.
• При шлифовании зашпатлеванных участков ручным способом следует периодически менять направление движения шлифовальной колодки (оптимально - крест-накрест).
• В труднодоступных местах следует применять матирующие губки типа Scotch-Brite. Они выпускаются, как правило, в трех градациях: грубая - для обработки поверхности под нанесение шпатлевок, средней зернистости - для подготовки поверхности перед нанесением грунта и мелкая - перед нанесением эмалей и лаков.
Шлифование с водой (рекомендуем переходить на «сухой» способ обработки):
• Регулярно смачивайте панель чистой водой в ходе мокрого шлифования.
• После мокрого шлифования хорошо обмойте участок чистой водой, затем тщательно высушите его.
• Не допускайте высыхания отработанного материала после обработки на панели.
• Полиэфирные продукты (шпатлевки) должны обрабатываться только «сухим» способом, так как шпатлевка является гигроскопическим материалом и очень легко впитывает воду, что приводит впоследствии к коррозии под шпатлевочным материалом и появлению дефектов лакокрасочной поверхности в виде пузырьков, вздутий, отлущивания грунтов, эмалей, лаков.
Подготовка новой детали
Коснемся процесса подготовки новой детали к покраске. Как правило, новые элементы изготовитель покрывает транспортировочным грунтом, который создает защиту металла только от влаги, находящейся в атмосферном воздухе. Этот грунт нужно опробовать на стойкость к химическому воздействию растворителя. В случае разъедания растворителем грунта с поверхности детали его нужно снять механическим способом. Если же грунт является стойким к растворителям, то его достаточно обработать абразивным материалом. После обработки, как и перед обработкой, для дальнейших операций поверхность необходимо тщательно обезжирить. Это правило должно распространяться практически на любой этап кузовного ремонта, кроме обезжиривания шпатлеванной поверхности, так как мы выше упомянули, что шпатлевка является гигроскопическим материалом.
Шлифование шпатлевок
Задача состоит в том, чтобы убрать лишний слой шпатлевки и выровнять поверхность. Машинка применяется в самом начале шлифовки или при шлифовании больших объемов, а дальше все дорабатывается вручную при помощи шлифовальных колодок или шлифовальных рубанков. Как мы говорили выше, нужно обрабатывать шпатлевку, начиная с крупного абразива и заканчивая абразивом более мелкой градации, но не превышать пошаговую обработку. Для окончательной обработки зашпатлеванной поверхности под грунт нужно применять абразив с градацией Р240.
Шлифование грунтов
Для обработки грунта под покраску машинным способом «по-сухому» используются абразивы с градацией Р360-Р500, ручным «по-мокрому» - Р600-Р800-Р1200.
Шлифование пластиков
Для подготовки пластиковых деталей под нанесение грунта нужно применять матирующие губки, типа скотч-брайт. Далее, согласно технологическому процессу, следует применять грунты, предназначенные для использования на пластмассовых поверхностях, либо специальные добавки - пластификаторы.
Шлифование окрашенной поверхности
Для устранения дефектов лакокрасочной поверхности применяются абразивы с градацией Р1500 и выше. Применяются абразивные материалы как для работы «по-сухому», так и для обработки «по-мокрому». Для обработки лакокрасочной поверхности существуют также очень тонкие абразивные материалы на специальных основах.
При правильном применении абразивных материалов, оборудования и соблюдении всех правил, предписанных технологией, гарантировано высокое качество покрасочных работ по кузовному ремонту. Не следует забывать, что качественные абразивные материалы играют немаловажную роль.
Для хорошей рентабельности работ нужно обязательно учитывать соотношение цены и качества абразивных материалов. Оптимальным таким соотношением обладают абразивные материалы INDASA.
Какой абразивный материал предпочесть? - Вы можете прочитать в нашем блоге!
Подпишитесь на рассылку