Аэрография на автомобилях. Искусство и технология создания.

15.10.2012

Бытует мнение, что аэрография, является частью такого направления в сервисном обслуживании автомобиля, как внешний тюнинг. Но, вопреки всеобщему убеждению, ошибочно причислять это направление современного искусства к усовершенствованию технических показателей автомобиля, что и является определением такого понятия как «автотюнинг». Рисунок на кузове автомобиля не прибавляет ни лошадиных сил, ни мощности, ни обтекаемости, он делает автомобиль красивым, уникальным, отражает внутренний мир владельца и, в качестве дополнительной, но весьма приятной опции, защищает вашу четырех или двухколесную собственность от угона.

В Россию аэрография пришла вместе со свободой слова, рыночными отношениями и другими прелестями капиталистического строя в 90-е годы. Но найти профессионалов в то время было практически нереализуемой мечтой. И только в начале XXI века начали появляться настоящие мастера. Отчасти это связано с тем, что спрос на аэрографию увеличивался, и предложение старалось ему соответствовать. Но основа популярности была в самой аэрографии и в людях, которые развивали это направление, развивались сами и несли «просвещение в массы».

Сейчас в интернете можно найти большое количество информации про аэрографию, но не вся она достоверна. Для того, чтобы пролить свет на многие заблуждения, мы обратились к основоположнику техники «свободной руки» и автоаэрографии в России как таковой Ильнуру Мансурову.

Любители украсить свой автомобиль, кто они? 

- В первую очередь – это позитивные и смелые люди, они открыты для мира, для всего нового. Для них автомобиль - не просто средство передвижения, это нечто большее… Способ выразить свой внутренний мир, стремление выделиться из толпы, желание дарить необычные подарки себе или своим близким. Аэрографию заказывают на абсолютно разные автомобили, не только на спорт-кары и джипы. Все чаще аэрография встречается и на машинах эконом-класса, что не может не радовать художников аэрографии, так как потребность в их искусстве растет, а это дает им шанс развиваться.

Основные тематики рисунков

- В автоаэрографии существуют основные темы рисунков: хищные кошки, волки, рептилии, дельфины и акулы, хищные птицы, изображения космоса или морских стихий, пламя, цветов. Так же именно в России популярна тема картин Бориса Валеджио (итальянского художника перуанского происхождения, его картины раскрывают мир фэнтези, героических мифов, сказок). Некоторые предпочитают что-то более изысканное и абсолютно эксклюзивное, в таких случаях аэрография может покрывать даже весь кузов автомобиля. Такие работы, как правило, можно увидеть на выставках, но за счет их стоимости они довольно редко встречаются, что полностью оправдывает их статус. Какую бы тему ни выбрал владелец – главное, чтобы рисунок смотрелся органично, был продолжением машины, «визитной карточкой» владельца. К сожалению, в нашей стране существуют ограничения по нанесению рисунка, совпадающего с опознавательными знаками спецслужб, в том числе рисунок не должен занимать больше 30% от основного цвета кузова. Последнее правило, зачастую, игнорируется.

Материалы для аэрографии

- Для автоаэрографии используются обычные автоэмали. Существуют как простые цвета, так и металлики, перламутры и ксералики. Последние появились достаточно недавно. Они отличаются от перламутра тем, что зерно имеет голографический эффект, отливает разными цветами. Чаще всего краски с эффектами используются на финальном этапе рисования, для придания штрихов, подчеркивающих роскошность нанесенной картины. По составу все большую популярность приобретают водорастворимые краски, которые по качеству для аэрографии подходят больше чем краски на базе растворителей. Для нанесения аэрографом эмали смешиваются в соответствии с технологией. Для того, чтобы рисунок оставался красочным и долго держался, необходимо использовать совместимые материалы.


Главный инструмент художника – аэрограф

- Аэрограф, или Airbrush, был изобретен почти 200 лет назад. Работает он следующим образом: проходящий под давлением воздух увлекает за собой краску, дробит её на мельчайшие капли и распыляет их на поверхность. Триггер регулирует количество подаваемого воздуха. При нажатии на него воздух высасывает краску из ёмкости, распыляет её в форме конического факела. Аэрограф по размеру немного больше ручки, но устроен гораздо сложнее и состоит из:

1) резервуара для краски. Располагается снизу, сверху или сбоку аэрографа;

2) иглы, с помощью которой регулируется количество краски распыляемой через сопло;

3) воздушного клапана, расположенного у входа воздушного шланга;

4) пускового крючка. Чаще всего он располагается сверху аэрографа.

Существуют разные модели аэрографов. Они отличаются триггером. В моделях двойного действия он, регулируя степень открытия воздушного и игольчатого клапанов подачи краски, позволяет одновременно управлять воздушным и красочным потоками, не прерывая работу. В моделях одинарного действия триггер регулирует только воздушный поток. Есть модели с взаимозависимой регулировкой подачи потоков (чем больше подача воздуха, тем больше подача краски) и независимой. Большинство аэрографов двойного действия, которые чаще всего пользуются профессионалы, независимого двойного действия.

Также различают аэрографы с наружным смешением (самые простые), которые используют для равномерного окрашивания или лакирования больших поверхностей, и с внутренним смешением (т.е. смешивание краски и воздуха происходит внутри корпуса). Количество краски регулируется винтом, находящимся в задней части ручки аэрографа.

Обычно при работе используется два аэрографа – большой (простой) для рисования фона и маленький аэрограф, для прорисовки деталей самого рисунка, линий, теней, создания плавных переходов. Такой аэрограф может создать линию толщиной с человеческий волос. Так как даже большой аэрограф может закрасить участок не больше 100 кв. сантиметров, часто применяется мини-джет. Дополняет этот набор весьма необходимая вещь в работе с аэрографами – ершик для чистки сопла. 

Технология. Основные этапы аэрографии

Один из первых этапов в аэрографии – это определение стиля, направления, темы, а главное, места на кузове автомобиля для последующего нанесения рисунка. Как правило, здесь большую роль может сыграть выбор мастерской, где планируется заказать аэрографию. Чаще всего профессиональные художники работают на СТО, которые оборудованы покрасочной камерой и другим необходимым оборудованием для кузовного ремонта и покраски авто. Конечно, дешевле обратиться к кустарному мастеру, но результат может получится неожиданный, так как финишный этап – это лакировка рисунка, а качественно это возможно сделать только в специально оборудованном сервисном центре. Но если выбор сделан правильно, художник отвечает всем вашим личным требованиям – шедевр гарантирован.

После того, как заказчик определился со своими пожеланиями, художник приступает к созданию эскиза и с помощью компьютерной графики совмещает фотографию машины с рисунком. Как правило, художник предлагает 3-4 варианта. В случае, если заказчик хочет менять концепцию или детали эскиза, то это оплачивается отдельно. Если заказчика все устраивает, то он оставляет свой автомобиль для нанесения аэрографии. Таким образом, заказ поступает в работу, которая состоит из следующих этапов:

1. Автомобиль тщательно моется.

2. Если рисунок наносится только на часть автомобиля, то кузов маскируется пленкой, но детали, прилегающие к участку, на который будет наноситься рисунок, закрываются бумагой. Это делается для того, чтобы брызги от «опыла» впитались, так как с пленки они могут попасть на рисунок или лакированную поверхность.

3. Иногда части автомобиля просто разбираются, в этом случае маскировка не нужна.

4. Если выбранный участок имеет сколы, вмятины и царапины, то специалисты по кузовному ремонту устраняют данную проблему.

5. Затем участок «матуется» при помощи абразива (Р800 или Р1000), специальной пасты или скотч-брайта.

6. Необходимо также помнить об обезжиривании поверхности на всех этапах, когда это предусмотрено технологией покраски кузова. Обезжиривать поверхность можно, как силиконовыми обезжиривателями, так и обычными.

7. Теперь можно приступить к рисованию. Здесь уже действуют законы художественные. Сначала создается фон, затем контуры рисунка, накладываются тона, полутона и тени, прорисовываются детали.

8. После высыхания рисунок покрывается слоем лака.

9. Как только лак затвердел, поверхность полируется.

Детали, на которые был нанесен рисунок, несомненно, требуют ухода, но он ни чем не отличается от ухода за остальным кузовом: наносятся защитные полироли, а при появлении небольших царапин на лаке применяется абразивная полировка.

Сложнее привести в первоначальный вид деталь с аэрографией (или весь кузов), когда произошли значительные повреждения: сколы, глубокие царапины, вмятины, или тотальные повреждения. Дешевле будет заказать новую аэрографию. Стоимость аэрографии. Рисунок, который нанесен на автомобиль профессионалом – произведение искусства, эксклюзивное и неповторимое. Поэтому аэрография – не дешевое удовольствие. Цены колеблются от 600 до 1200 € за рисунок, например, на капоте. Снизить стоимость можно за счет страховки. Для этого можно оформить поврежденную деталь кузова, и получив деньги в страховой компании отправиться в сервис, который кроме кузовного ремонта, оказывает услуги по аэрографии. В данном случае услуги по подготовке поверхности для рисунка оплачиваются по страховке. Минус только в том, что аэрография будет не на той детали, где мечтает автовладелец, а там, где эту деталь повредили. Но ведь всегда есть шанс, что на капот сбросят утюг со второго этажа!?

Несмотря на цену вопроса, на сроки выполнения аэрографии, а это может занять от 2 недель до месяца, на сложность поисков художника и мастерской, каждый автомобиль, украшенный красивым качественно выполненным рисунком – привлекает внимание и заставляет окружающих восхищаться и желать, а его владельца – гордиться и испытывать удовлетворение от завистливых взглядов остальных. Внимание обеспечено!

Евгения Жилина

Прайс-лист Запросить
Учебный центр Подробнее